Четверг
25.04.2024
03:05
Категории раздела
Мои статьи [10]
Работа секции в рамках Недели Науки ИГЛУ 2011 [15]
Обсуждение работ в ежегодной традиционной секции: "Проблемы медиаобразования в школьной и вузовской педагогике" в рамках научно-практической конференции для студентов и аспирантов "Неделя науки ИГЛУ 2011"
Dictionary
English Grammar
Наш опрос
На сколько вы оцениваете уровень вашей медиакомпетентности ?
Всего ответов: 18
Виртуальный методический кабинет для студентов ИГЛУ ИОТ
Главная » Статьи » Мои статьи

Статья- Москва, февраль 2009

Web-портфолио как средство формирования медиакомпетентности  будущих педагогов

 (из опыта работы ГОУ ВПО ИГЛУ)

 

И.В. Григорьева

ГОУ ВПО Иркутский государственный лингвистический университет

 

     В настоящей статье рассмотрен медиаобразовательный потенциал web-портфолио как средства подготовки будущих педагогов к реализации медиаобразования в условиях современной школы.

     В условиях постиндустриального общества актуализируется вопросы информатизации российского образовательного пространства. Данные вопросы следует решать не только экстенсивными методами развития информационной образовательной среды, но и поиском новых средств, форм и способов взаимодействия социокультурных институтов (медиа и образования), а также сопровождения и оценки эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях информационного общества. На сегодняшний день эти задачи призвано решить медиаобразование.  Медиаобразование, на наш взгляд, область знаний, которая не ставит перед собой задачи оградить современное поколение от влияния медиа. В первую очередь, медиаобразование призвано подготовить молодое поколение к жизни в информационно - насыщенном обществе, т.е. научить жить в гармонии с СМИ и СМК, осуществлять компетентную навигацию в информационном пространстве, научить учиться для себя и с толком для будущей карьеры, рационально используя контент информационного пространства. Другими словами, в условиях медиатизированного общества становиться значимо формирование медиакомпетентной личности. Особым образом этот вопрос касается  будущих педагогов, поскольку на них возложена ответственность за передачу знаний и опыта, т.е. осуществление подготовки молодого поколения к жизни в условиях информатизации. Проведенный нами анализ современного положения в сфере СМК показал, что в информационном постиндустриальном обществе существует социальный заказ на медиакомпетентного педагога, способного осуществлять поиск, отбор, использование, оценку  информации в плотном информационном поле современного общества; создавать и передавать медиатексты в различных форматах СМК; организовывать интегрированные медиаобразовательные занятия;  создавать медиаобразовательное пространство школы.  Вопрос о медиакомпетентности педагога актуализируется ещё и потому, что в обществе наблюдается рассогласование опыта взаимодействия с медиа у старшего поколения и молодежи. Современный школьник   свободно использует различные современные формы медиа (Интернет, SMS-сообщения, мобильные коммуникации  и многое другое). Подобная ситуация говорит о том, что школьнику на сегодняшний день комфортнее находится в условиях информационного общества, чем его учителю. В качестве доказательства проанализируем типологию культур М. Мид, проливающую свет на необходимость целенаправленного медиаобразования будущего педагога. М. Мид различает в человеческой истории три типа культур с точки зрения трансляции опыта между поколениями: постфигуративные, где дети учатся, прежде всего, у своих предшественников; конфигуративные, где дети и взрослые учатся у своих сверстников; префигуративные, возникающие в середине XX столетия, определяющие новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим. «Во всех частях мира, где все народы мира объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, которого никогда не было и не будет у старших, и наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ» [1, с. 361]. Итак, наше традиционное образование, ориентированное на передачу опыта от старших к младшим, сменяется префигуративным типом культурной организации, ориентированным на будущее. В такой социокультурной ситуации, где происходит изменение типа отношений между поколениями, неизбежно изменение содержание подготовки будущих педагогов.  Подобная факт, по мнению Л. Казанцевой «приводит к необходимости ведения работы по изучению средств массовой коммуникации в вузе, следовательно, необходимо вести целенаправленную работу по формированию готовности студентов педагогических специальностей к реализации медиаобразования в общеобразовательных учебных учреждениях [2, с. 57]. Отсюда можно предположить, что преподаватель вуза, определив перед собой цель, сформировать медиакомпетентную личность в лице студента - будущего педагога готового к осуществлению профессионально-культурного диалога с информационным обществом, должен осуществлять целенаправленную подготовку студентов к реализации медиаобразования в общеобразовательных учебных заведениях. Стратегия формирования медиакомпетентного специалиста в области образования может быть, на наш взгляд, реализована через медиатворчество студентов. «Медиатворчество предполагает более широкое пространство технических средств, включающих радио, телевидение, печать, аудиозапись, компьютерную графику и т. д.» [3, с.3]. Через медиатворчество, педагог в вузе сможет расширить представления студентов, будущих педагогов о медиа, раскрыть интеллектуальный потенциал современных информационных технологий и «медиакультуры как средства для дальнейшего непрерывного самообразования» [4, с.74]. Продолжая размышлять о медиатворчестве, следует обратить внимание на то, что современные информационные технологии позволяют практически любому человеку не только освоить различные специальные умения и навыки, получить доступ к существующим информационным источникам и широко использовать полученные с их помощью информационные данные, но и создавать собственные информационные продукты. Одним из таких продуктов является «web-портфолио». Долгое время в педагогике «портфолио» использовалась только в качестве аутентичного средства оценивания результатов  образовательно-профессиональных достижений учащихся. На наш взгляд, такой подход недооценивает его образовательный и интеллектуальный  потенциал. В век информатизации и электронной коммуникации настоятельно рекомендуется, чтобы студенты создавали «web-портфолио». Разработка портфолио такого формата позволяет легко развивать комплекс медиаобразовательных знаний и умений, тем самым формировать медиакомпетентность у студента. Таким образом, с одной стороны «web-портфолио» выступает средством аутентичного оценивания результатов образовательно-профессиональных достижений, а с другой стороны, содержит в себе огромный медиаобразовательный потенциал. «Web-портфолио» (web-portfolio) представляет собой  web-базированный ресурс, который отражает рост учебных или профессиональных достижений владельца. Веб-портфолио студента, школьника— это web-сайт, на котором отражаются образовательные результаты— результаты выполнения лабораторных работ, проектных заданий, совместной деятельности» [5]. В педагогике принято различать «web-портфолио» по субъектам деятельности на индивидуальный и групповой. Таким образом, web-портфолио может создаваться как одним студентом, так и студенческой группой. Внутри практико-результативной деятельности можно выделить такие виды web-портфолио, как: практико-ориентированные, проблемно-ориентированные, проблемно-исследовательские, тематические.  В зависимости от специфики цели web-портфолио различают: web-портфолио достижений, web-портфолио личного роста, web-портфолио - коллектор, web-портфолио проекта. По времени создания web-портфолио делятся на недельные, семестровые, курсовые [6]. Анализ современных on-line изданий показал, что одним из неотъемлемых преимуществ web-портфолио можно считать - возможность демонстрации результатов образовательно-профессиональных достижений студентов в виртуальном пространстве перед потенциальным работодателем. Имея личный web-портфолио, студент сможет демонстрировать собственную медиаобразовательную компетентность, которая, в свою очередь, составляет один из первых пунктов в списке требований к соискателю на современном рынке труда. Наличие web-портфолио позволяет будущему специалисту позиционировать себя как компетентного специалиста готового жить и работать в условиях информационного общества. Со стремительной скоростью «web-портфолио» приобрел известность, как среди американских, так и европейских педагогов, а с 2004 года стал  популярен и в России. К примеру, несколько российских высших образовательных учреждений включают используют его в качестве средства формирования медиакомпетентности у будущих педагогов. Так, кафедра педагогики Иркутского государственного лингвистического университета (ИГЛУ) осуществляет серьезную работу по подготовке будущих педагогов к реализации  медиаобразования в современной школе. В 2008 учебном году в рамках идеи создания медиаобразовательного пространства университета началась экспериментальная работа по внедрению «web-портфолио» в образовательный процесс вуза. На сегодняшний день результатами данной работы является проведение внутрикафедрального «Педагогический web- портфель как средство мониторинга профессионального роста студента». Цель семинара – расширение медиаобразовательного пространства вуза и формирование медиакомпетентности студентов педагогических специальностей. На семинаре были представлены доклады преподавателей, аспирантов и студентов. Успешно прошла презентация web-портфолио как одного из инновационных средств мониторинга образовательно-профессиональных достижений студентов. Представлен студенческий опыт создания сайта специальности «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью (иностранный язык) http://www.pedagogika-islu.narod.ru; опыт по разработке  студентами ИГЛУ (педагогических специальностей) школьного сайта по заказу  одной из муниципальных школы Иркутской области http://pokrovskay-shkola.narod.ru, а также  индивидуальные web-портфолио отдельных студентов.

     Итак, мы видим как web-портфолио актуален  для вузовской и школьной педагогики. Думается, что овладев медиакомпетентностью по средствам web-портфолио, молодые специалисты понесут свои знания и опыт в стены современных школ для реализации целенаправленного медиаобразования подрастающего поколения.

 

Литература

 

1.     Культура и мир детства : Избр. произведения / М. Мид ; [Пер. с англ. и
коммент. Ю. А. Асеева; Сост., авт. послесл., с. 5-30, и отв. ред. И. С.
Кон], 429 с. ил. 22 см, М. Наука 1988.

2.    Казанцева, Л. Педагогические условия подготовки будущих специалистов к реализации медиаобразования в учебном процессе [Текст]/  Л. Казанцева // Учитель. – 2006. - № 5. – 57-62.

3.     Спичкин, А. В. Что такое медиаобразование [Текст] / А.В. Спичкин. - Курган: Изд-во КИПКРО, 1999. - С. 13.

4.     Новикова А.А., Федоров А.В. Медиаобразовательные квесты [Текст] / А.А. Новикова, А.В. Федоров  //Инновации в образовании. - 2008. - № 10.-  С. 71- 93.

5.     Веб-портфолио [Электронный ресурс] /  «Википедия» - свободная энциклопедия, - http://ru.wikipedia.org/wiki

6.     Полилова, Т. А. Концепция электронного веб-портфолио [Электронный ресурс] -   http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm

 

Сведения об авторе:

Ф.И.О.

Григорьева Ирина Валерьевна

Ученая степень, ученое звание

---

Место работы

Кафедра педагогики Иркутского государственного лингвистического университета

Должность

Ассистент (аспирант заочной формы обучения)

E-mail

grigorjn2008@rambler.ru

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: mediateacherxxi (21.04.2009) | Автор: Ирина Григорьева E W
Просмотров: 840 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: