Использование аудиовизуальных и
технических средств обучения в работе с детьми дошкольного возраста
В настоящее время интенсивно развивающиеся
информационные технологии влекут за собой ряд трансформаций не только в
производственных отраслях, но и в сфере познавательной деятельности, в
частности в образовании, накладывая след на развитие личности современного
ребенка. Плотный информационный поток рекламы, компьютерных технологий в
телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и
компьютеров участвуют в процессе воспитания, образования современного ребенка, его восприятии
окружающей действительности. Существенно изменяется и характер его доминантной
деятельности, характерный для детей – игры, изменяются и его любимые герои и
увлечения. Новые требования,
предъявляемые к организации и проведения образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении, предполагают
использование новейших технологий, в том числе и компьютерных, не только
как предмет, но и как средств обучения.
К таким средствам, которые воздействуют
на несколько органов чувств, тем самым
повышая эффективность усвоения учебного материала, принято относить
аудиовизуальными и техническим средствами.
Аудиовизуальные и технические средства для развития
ребёнка представляют определённый дидактический потенциал, сочетая в себе
возможности читать, смотреть, слушать, считать. Принимая роль универсальной
игрушки, они является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень
тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает.
Использование аудиовизуальных и технических средств обучения в процессе
развития личности дошкольников выглядит
очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из действенных механизмов
мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и
создания благополучного эмоционального фона. Дошкольный
возраст — время активного познания окружающего мира, ребенок старается узнать
как можно больше. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их,
прислушиваясь к издаваемым ими звукам, ребёнок познает их свойства и качества;
у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Внимание детей
привлекает все яркое, необычное, поэтому в процессе воспитания и обучения педагог подбирает те методы,
средства и приемы, которые бы способствовали умственному и эмоциональному
развитию ребенка. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что аудиовизуальные и технические
средства обучения занимают особое место среди
других средств обучения и оказывают наиболее сильное обучающее воздействие,
поскольку обеспечивают образное восприятие изучаемого материала и его наглядную
конкретизацию в форме наиболее доступной для восприятия и запоминания; являются
синтезом достоверного научного изложения фактов, событий, явлений с элементами
искусства, поскольку отображение жизненных явлений совершается художественными
средствами (кино - и фотосъемка, художественное чтение, живопись, музыка и
др.).
|