Среда
24.04.2024
12:17
Категории раздела
Мои статьи [10]
Работа секции в рамках Недели Науки ИГЛУ 2011 [15]
Обсуждение работ в ежегодной традиционной секции: "Проблемы медиаобразования в школьной и вузовской педагогике" в рамках научно-практической конференции для студентов и аспирантов "Неделя науки ИГЛУ 2011"
Dictionary
English Grammar
Наш опрос
На сколько вы оцениваете уровень вашей медиакомпетентности ?
Всего ответов: 18
Виртуальный методический кабинет для студентов ИГЛУ ИОТ
Главная » Статьи » Мои статьи

Тезисы в С.- Петербург

Григорьева И.В.,

ИГЛУ, г. Иркутск

Манипулятивное воздействие СМИ на подрастающее поколение в век информатизации

 XX век вошел в историю как век информатизации. Общество приобщилось к ежедневному информационному потоку и интенсивно развивающимся СМИ сопровождающих его. Однако и в начале XXI века многие сферы общества оказались не готовы к созданию благоприятных медиа условий для гармонизации отношений между членами общества и интенсивно развивающимися СМИ.

      Средства массовой информации сегодня представляют собой систему неформального образования и весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастных когорт широкого спектра социальных норм, на формирование ценностных ориентаций личности.          В этих условиях самыми незащищёнными оказываются дети и молодежь: именно они существенно зависят от различного рода информационно-психологических воздействий. Причинами этого являются – доверчивость в  восприятии информации, слабая сформированность критического мышления, а точнее отсутствие медиакультуры (медиакомпетентности личности).  Следует отметить, что медиа, являясь одним из важнейших источников социализации личности, отрывают детей и юношество от реальности, предлагая целую индустрию ощущений взамен полноценных отношений, а также готовые образцы мыслей и поступков, оказывая манипулятивное воздействие. Если рассматривать психику подрастающего поколения,  по мнению   С.А. Зеленского, следует обратить внимание, что почти любое воздействие на психику несовершеннолетнего (будь-то ребенок или подросток), в т.ч. и воздействие со стороны СМК и СМИ — является результативным, потому что в детской психике еще не успели сформироваться механизмы противостояния какой-либо информации. Говоря о влиянии СМИ на подрастающее поколение, конечно, не стоит отрицать их информационную и просветительскую функции, однако зачастую благодаря им, массовой молодежной аудиторией приобретаются разнообразные, часто противоречивые и несистематизированные сведения. Так,  анализ современных СМИ показал, что содержание большинства из них не соответствует   требованиям информационной безопасности по ряду показателей: ценностному (доминирующие ценности – материальные); поведенческому (демонстрация вседозволенности, фривольного поведения); личностному (потребительское отношение ко всему и ко всем, цель оправдывает любые средства и т. д.); познавательному (уровень познавательной информации очень низок, в большинстве шоу он сводится к демонстрации бытовизма и  праздного существования).

         Далее говоря о воздействии средств  информации и пропаганды на психическое сознание (подсознание) подрастающего поколения, наметим некоторые пункты противостояния подобного рода манипулятивной экспансии против психики подростков. Это, прежде всего целенаправленное медиаобразование.  Главная цель медиаобразования, как считает А.В. Федоров (доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России): защитить подрастающее поколение от манипулятивного воздействия медиа, научить ориентироваться в информационном потоке современного демократического общества, сформировать у них критическое мышление. Анализ современных педагогических исследований в области медиаобразования показал, что процесс развития критического мышления у молодежи наиболее успешно реализуется при наличии трех составляющих: 1) условия (специальные медиаобразовательные занятия); 2) информативный материал, способствующий развитию критического мышления (например:  медиатексты различных жанров); 3) разработка педагогических технологий, при которых активную роль должны играть сами учащиеся. 

Таким образом, современный этап жизни российского общества, связанный с информатизацией, интенсивно развивающимися СМИ создает новые проблемы для развития личности. Сама информация предлагаемая национальными СМИ часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет  на  социально-нравственные ориентиры подрастающего поколения. Единственным спасением – в конкретной обстановке сегодняшней России – от манипулятивного воздействия современных СМИ на подрастающее поколение могло бы стать целенаправленное медиаобразование.

Категория: Мои статьи | Добавил: mediateacherxxi (18.03.2009) | Автор: Ирина E W
Просмотров: 756 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: