Григорьева И.В.
ГОУ ВПО Иркутский государственный лингвистический университет
г. Иркутск
Медиаобразование будущих педагогов
в условиях информационного общества
Переход РФ на новый этап развития сопровождается серьезными изменениями в мире, которые связаны со сменой массового мировоззрения и системой ценностей, переходом к новому типу общества - информационному. Анализ современных научных источников показал, что теперь общество характеризуется: «…увеличением роли информации и знаний; возрастанием доли информационных коммуникаций; созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах». Между тем, многие сферы общества и высшее образование, в частности, не готовы к созданию благоприятных медиа условий для гармонизации отношений между образованием и интенсивно развивающимися СМИ. Другими словами, архаичная модель высшего профессионального образования требует координальной трансформации, т.к. требования к образовательному продукту во всех отраслях профессионального образования принципиально изменились. Вследствие чего в условиях формирования информационного общества медиаобразованию личности будущего педагога принадлежит значимая роль. Сегодня в вузах педагогической направленности поднимается вопрос организации медиаобразования, которое бы соответствовало новым требованиям и удовлетворяло культурно-образовательные потребности современной молодежи. Так, по мнению А.В. Федорова, доктора педагогических наук, профессора, президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России: «медиаобразование – это процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (массмедиа) с целью формирования культуры общения с ними, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, анализа, интерпретации и оценки медиатекстов - то есть, разнообразных произведений, распространяемых через массмедиа» . Медиаобразование, на наш взгляд, область знаний, которая не ставит перед собой задачи оградить современное поколение от влияния медиа. В первую очередь, медиаобразование призвано подготовить молодых педагогов к жизни в информационно - насыщенном обществе, т.е. научить жить в гармонии с СМИ, осуществлять компетентную навигацию в информационном пространстве, научить учиться для себя и с толком для будущей карьеры, рационально используя контент информационного пространства. Сегодня становится всё более очевидным, что основной функцией медиаобразования будущего педагога является создание условий для развития медиакомпетентности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия (Э. Фромм), свободно реализующейся в динамичном мире информации. Проведенный нами анализ современного положения в сфере СМК показал, что в информационном постиндустриальном обществе существует социальный заказ на формирование медиакомпетентной личности специалиста в области образования, которая была бы способна осуществлять поиск, отбор, использование, оценку информации в плотном информационном поле современного общества; создавать и передавать медиатексты в различных форматах СМК. Таким образом, на современном рынке труда в условиях информационного общества повышается престиж медиакомпетентности и профессионализма, а главное, расширяются возможности для творческой активности людей. «Чем более образован человек в информационном обществе, чем полнее и целенаправленнее он обеспечивает себя информацией, тем адекватнее будет формируемый им образ реального мира и тем лучше он сможет вписаться в окружающий мир. Это позволит ему максимально полно раскрыть свой материальный и духовный потенциал, наиболее благоприятным образом реализовать уникальные природные задатки» . Подобные обстоятельства, на наш взгляд, приводит к необходимости организации работы по изучению средств массовой коммуникации в педагогических вузах. Нам кажется необходимым вести работу по формированию готовности студентов педагогических специальностей к реализации целенаправленного медиаобразования подрастающего поколения в стенах современных школ. Отсюда можно предположить, что преподаватель вуза, определив перед собой цель, сформировать медиакомпетентную личность в лице студента - будущего педагога к осуществлению профессионально-культурного диалога с информационным обществом, должен организовать медиаобразование будущих специалистов. Этот процесс, как мы считаем, будет успешным при включение в стандарты высшего педагогического образования медиаобразовательного блока, насыщение занятий по дисциплинам учебного плана содержанием медиаобразовательного характера, последовательная реализация медиаобразовательного потенциала дисциплин учебного плана в процессе их изучения студентами через привлечение их к активной медиадеятельности. На наш взгляд именно такой подход в подготовке позволит решить проблему формирования медиакомпетентных специалистов в области образования готовых к реализации медиаобразования в учебных заведениях нового информационного общества.
2. Федоров А.В. , Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития
[Текст]: монография / А.В. Федоров, И.В. Челышева. – Таганрог: Познание, 2002. – С. 3
Столбникова, Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы) [Текст]: монография / Е.А. Столбникова. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. - 160 с.
|