Web-квест как средство формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности в
нелингвистическом вузе
В публикации рассматривается
проблема формирования медиакомпетентности вторичной
языковой личности с использованием web-квестов.
Актуальность формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности
подчеркивается национальными проектами в области образования, в частности
инициативой «Наша новая школа», которые направлены на модернизацию образования.
В их рамках предполагается развитие медиакомпетентности учащихся посредством
высокотехнологичного учебного оборудования.
В ходе исследования мы выяснили, что
концепции И.И. Халеевой и Ю.Н. Караулова, считавшиеся еще до недавнего
времени ведущими в российской науке, должны быть дополнены и пересмотрены с
точки зрения «глобально-открытого информационного общества». Отсюда следует,
что необходимо осмысление соизучения иностранного языка и языка медиа.
Поскольку этому вопросу уделяют недостаточное внимание в вузах. Попытки использования
web-квестов являются
несистематизированными, что не дает возможности для более эффективного их
воздействия на формирование медиакомпетентности студентов в лингвистическом
вузе.
Принимая во внимание новизну явления, отсутствие работ, по проблеме, и в то же время множественность
интерпретаций понятия «медиакомпетентность», на данном этапе нашего
исследования под «медиакомпетентностью вторичной языковой
личности», мы, вслед за Н.Ю. Хлызовой, понимаем способность
адекватно взаимодействовать с потоками иноязычной медиаинформации в глобальном
информатизированном социокультурном пространстве.
Что же касается web-квестов, то согласно А.А. Новиковой, А.В.
Федорову, это образовательный сайт, посвященный исследовательской работе
студентов по определенной теме с гиперссылками на различные веб-странички.
При анализе литературы по данной проблеме, мы сравнили традиционные
технологии и технологию web-квестов,
выявили их преимущества и недостатки и пришли к выводу, что для более
эффективного усвоения необходимого материала следует в традиционные технологии
обучения внедрять технологию web-квестов.
Подобная интеграция технологий позволяет повысить эффективность обучения, за
счет смены деятельности, выполнения интересных заданий и самостоятельной работы
студентов, которое не только улучшает знания изучаемого языка, а так же
повышает уровень медиакомпетентности.
В рамках проекта мы выяснили, что web-квесты, как средство формирования
медиакомпетентной личности активно изучается медиапедагогами. Проблема же
формирования медиакомпетентной вторичной языковой личности практически не
рассматривается, несмотря на то, что развитие современного общества требует
этого от специалиста.
Внедрение web-квестов
в педагогический процесс позволит подготовить в нелингвистическом вузе
специалиста, который соответствует требованиям, предъявляемым работодателями.
Хлызова
Н.Ю. Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой
личности [Электронный ресурс]: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. / Н.Ю. Хлызова –
Иркутск, 2011. – http://www.linguanet.ru/science/dissertations/2011/Khlyzova%20N.J./index.php.
|