Технологии проектной деятельности как фактор
формирования профессиональной компетентности будущего учителя
Проблема, о которой пойдет речь в нашей исследовательской работе,
относится к деятельности педагога, учителя, и название ей проектная
деятельность. Термин проектирование пришел в педагогику из технического знания.
Так он означал создание опережающей проекции того, что затем будет сделано в
натуре. Развитие педагогического знания, рост числа методов, средств, форм
воспитания, выявления все большего числа влияющих на воспитательные отношения
делает педагогическую деятельность избыточно сложной. Педагогу все труднее
овладевать этими знаниями и умениями и еще труднее ими пользоваться. Поэтому
педагогическая наука вынуждена была прибегнуть к рекомендациям технических
наук, использующих данный термин. Проектирование
– это творческая деятельность, направленная на разработку подобного объекта с
более качественным результатом, которая строится на основе уже имеющихся
знаний. Тогда педагогическое проектирование – это творческая деятельность по
совершенствованию образовательного процесса, имеющего своей целью создание
благоприятных результативных условий для развития обучаемого.
Владение педагогическими технологиями совершенствует педагогическое
проектирование, так как первое понятие относится к способу, а второе –
творческая деятельность как таковая. Отсюда, понятие технология педагогического
проектирования - это способ совершенствования образовательной среды, поиск
оптимальных способов деятельности в условиях недостатка информации.
Одной из основополагающих характеристик
современного человека, действующего в пространстве культуры, является его
способность к проектной деятельности.
Для учителя проектная деятельность – это способ создания новых продуктов,
достижения желаемых результатов, для обучаемых – это возможность проявить
творческую активность, получить опыт применения знаний в реальной жизни. Данная
деятельность является продуктивной в плане профессионального становления и
выработки личностных качеств, приобретения новых качеств. В конечном счете,
напрашивается мысль о том, что проектная деятельность во всех отношениях
является не только актуальной в данное время, но чуть ли – не главной в
педагогической деятельности. Это можно объяснить тем, что проектная
деятельность включает в себя все виды деятельности педагога, и для того, чтобы
продуктивно заниматься данной деятельностью, необходимо обладать знаниями и
умениями, то есть обладать профессиональной компетентностью.
В учебнике В. А. Сластенина «профессиональная компетентность педагога»
определяется как «единство теоретической и практической готовности к
осуществлению педагогической деятельности», которая оценивается уровнем
сформированности профессионально
педагогических умений: аналитических,
прогностических, проективных, а также рефлексивных
Подводя итог, хотелось бы
отметить, что деятельность педагога всегда находилась под пристальным вниманием
общественности, в настоящее время это внимание усилилось, так как в системе образования произошли изменения,
следовательно, произошли изменения и в деятельности педагогов.
|