Вторник
21.11.2017
07:18
Категории раздела
Мои статьи [10]
Работа секции в рамках Недели Науки ИГЛУ 2011 [15]
Обсуждение работ в ежегодной традиционной секции: "Проблемы медиаобразования в школьной и вузовской педагогике" в рамках научно-практической конференции для студентов и аспирантов "Неделя науки ИГЛУ 2011"
Dictionary
English Grammar
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 116
Виртуальный методический кабинет для студентов ИГЛУ ИОТ
Главная » Статьи » Мои статьи

Статья- Челябинск, 2008

Медиаобразование через медиапродуктивную деятельность: организация и проведение «Конкурса веб-страниц педагогических специальностей в ИГЛУ»

Григорьева И.В.

        XX век вошел в историю как век информатизации. Появление новых средств массовой информации привело к интеграции различных сфер и видов человеческой деятельности. Общество приохотилось к ежедневному информационному потоку и интенсивно развивающимся СМК сопровождающих его. Однако, многие сферы общества и образование, в частности, были не готовы к активному внедрению новейших средств информатизации и созданию благоприятных медиа условий для гармонизации отношений между образованием и интенсивно развивающимися СМИ.

       В процессе формирования нового информационного общества, когда СМИ стали занимать прочные позиции во всех сферах общественной и политической жизни, стало очевидным, что образовательное пространство Российского высшего профессионального образования находится в состоянии разногласия с медиатезированным постиндустриальным обществом, характеризующимся высокой скоростью передачи информации, наличием суперсовременных технологий и  сетевых средств коммуникации. Думается, что фактором подобных разногласий явилась архаическая модель образовательного пространства. Созданная в начале XX века, она исчерпала к настоящему времени свои потенциальные возможности и требует некоторой реорганизации. Другими словами, с переходом России в условия информационного общества, должна быть задана некоторая рамка изменений в образовательном пространстве, т.к. требования к образовательному продукту во всех отраслях профессионального образования принципиально изменились. В связи с этим в педагогике появляется такое понятие как медиаобразовательное пространство. Анализ современной научной литературы показал наличие попыток содержательного рассмотрения генезиса образовательного пространства и интеграции его с информационной средой. Наиболее глубоко эта проблема рассмотрена в исследованиях Г.П. Максимовой, С.В. Зенкиной, В.В. Гурой. Отмеченные исследования касаются «осовременивания воспитательного процесса, происходящего в высшей школе» [1], «содержательного наполнения этой среды»[2], «создания педагогически спроектированной информационно-образовательной среды учебного заведения, подключенной к мировому образовательному пространству и удовлетворяющей культурно-образовательные потребности современного молодого человека»[3]. Вышеназванные авторы, провели основательное и по всем направлениям аргументированное исследование пространства, как разных способов организации  высшего профессионального образования.

Разделяя позицию Л.А. Ивановой, автор статьи, рассуждая о феномене высшего профессионального педагогического образования в меняющемся обществе современной России, рассматривает медиаобразовательное пространство как «пропедевтику профессиональной жизни в первой четверти XXI века», в условиях непрерывного образования, незавершенного высшего профессионального образования. Как пространство совместной профессиональной жизнедеятельности и встреч всех возрастных когорт профессионального сообщества для совместного решения профессиональных проблем в новых условиях информационного общества, определение целей совместной профессиональной жизни, через соучастие в которой и происходит профессиональное образование человека. В медиаобразовательном пространстве разные возраста выступают как особые сознания культуры (И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин); в нем строится «диалог культур», «диалог возрастов», «диалог профессиональных интересов». Это пространство амплификации (А.В. Запорожец), пространство полного выражения индивидуальных, возрастных и профессиональных возможностей [4]. Поиск путей разрешения вопроса реорганизации образовательного пространства российского высшего образования требует разработки научно обоснованной системы интеграции медиа и образовательного пространства предусматривающей целенаправленное медиаобразование личности будущего педагога.

       Сегодня, когда идет много споров и дискуссий о проблеме интеграции медиа и образовательного пространства в современных высших образовательных учреждениях в электронном формате, привлечении студенческой аудитории к реализации совместных социально значимых медиапроектов и т.д., кафедра педагогики Иркутского государственного лингвистического университета (ИГЛУ) осуществляет серьезную работу по организации медиаобразования студентов будущих педагогов, организуя целенаправленную работу по привлечению студентов к совместному реальному практическому действию по развитию медиаобразовательного пространства вуза. На кафедре сложилась система эффективных форм работы со студентами через привлечение их к активной медиадеятельности. Так, в 2007-2008 учебном году в рамках идеи созданная web- страниц педагогических специальностей и попытки организации медиаобразовательного пространства вуза кафедрой был организован конкурс среди студентов гуманитарно-педагогического факультета (ИГЛУ) «Лучшая web- страница педагогической специальности». Идея по созданию web-стариц возникла в связи с необходимостью, с одной стороны оптимизировать медиактивную творческую деятельность студентов, а с другой стороны, создать внутреннее  «медиаобразовательное пространство», как условие воспитания будущих педагогов, готовых осуществлять навигацию в нем в месте со своими учащимися.

Целью конкурса явилось – формирование медиакомпетентности студентов педагогических специальностей, через организацию внутреннего и внешнего медиаобразовательного пространства ИГЛУ. Для реализации цели были сформулированы такие задачи: поиск новых возможностей рекламы педагогических специальностей ГОУ ВПО ИГЛУ; формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа и др.); поощрение творческого использования компьютерных технологий студентами. Выбранный медиапродуктивный метод работы (медиапроектирование), не случаен, так, по мнению Малковой И.Ю., метод проекта в образовании дает возможность организовывать обучение в процессе деятельности, развивать способность применять знания, умения и навыки для решения практических, жизненно важных задач. В этом смысле проектирование (метод проекта) по мнению автора, рассматриваться как средство для развития компетенций[5]. Организаторами конкурса были предусмотрены следующие номинации «Лучший интернет-проект педагогической специальности»; «Лучшая информационная web-страница»; «Самая посещаемая web-страница», «Лучший дизайн web-страницы».

В свою очередь условиями конкурса явились - создание мобильной web-страницы, которая бы представляла определенную специальность, могла быть использована в целях рекламы данной специальности на сайте Иркутского государственного лингвистического университета (ИГЛУ).

Очень важно подчеркнуть, что главной задачей перед студентами стояло самостоятельное освоение технологий создания электронных ресурсов, с помощью всемирной паутины и современных средств массовой информации как возможности овладеть опытом общения с медиатекстами, для развития понимания их как особого ассоциативного пространства эмоционально-смысловых взаимосвязей дискретных единиц, созданного в процессе разработки web- страниц. Новая эпоха - медиатизированного общества требует от вуза содержания, форм и методов, адекватных современной социальнокультурной педагогической реалии. Так, чтобы управлять процессом формирования медиакомпетентности в ходе медиапродуктивной деятельности, необходим мониторинг продвижения студентов в их развитии, а это требует проведения диагностических исследований. Поэтому параллельно мероприятию по активизации медиапродуктивной деятельности студентов, нами было запланировано небольшое исследование, цель которого - выявить, эффективность формы работы вовлечения студентов в активную медиапродуктивную деятельность по созданию медиапродукта. Правильнее, какими знаниями, умениями и навыками сможет овладеть студент, участвуя в медиапродуктивной деятельности.

     На этапе открытия мероприятия, когда участники должны ознакомиться с положением о конкурсе и зарегистрировать списки инициативных групп, всем студентам (от 1по 4 курс) вне зависимости приняли ли они решение участвовать в конкурсе или нет, было предложено заполнить анкету. Анкета включала в себя ряд вопросов, направленных на выявление уровня их общей медиакомпетентности, вот некоторые из них: 1. Какими источниками информации ты пользуешься при подготовке к занятиям? 2. Знаешь ли ты что такое Интернет?  3. Как часто ты используешь Интернет в качестве помощника в учёбном процессе? 4. Как часто ты используешь Интернет в качестве развлечения? 5. Имеешь ли  ты представление о том, что такое WEB- сайт, WEB- страница? 6. Владеешь ли ты знаниями, умениями создания электронных ресурсов. Какими? 7. Являешься ли ты пользователем официального сайта ИГЛУ? 8. Какими рубриками ты пользуешься чаще всего? 9. Хотел бы принять участие в апгрейтинге (upgreating- увеличение, расширение) сайта ИГЛУ? и т.д. В исследовании приняли участие 334 человека – это студенты педагогических специальностей «Филологическое образование»; «Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью (английский язык); «Педагогика и методика дошкольного образования» с дополнительной специальностью (английский язык); «Иностранный язык» с дополнительной специальностью».

    Результаты анкетирования показали, что 65% студентов педагогических специальностей от 1 до 4 курса имеют общее представление о Интернете как современном СМК, 24% считают себя активными пользователями всемирной паутины, 15% находят Интернет лучшим средством добычи знаний и 53% средством развлечения, 8% владеют не глубокими знаниями технологий создания электронных ресурсов и всего 3% имеют реальный опыт создания их. Все опрошенные признались, что время от времени посещают сайт университета, однако активными пользователями в большинстве случаев являются студенты старших курсов, для удовлетворения профессиональных потребностей  они скачивают программы производственных и учебных практик, вопросы к зачетам и экзаменам, узнают новости университета. При всем при этом на вопрос «хотели бы Вы принять участие в апгрейтинге сайта ИГЛУ?» 15% опрошенных ответили положительно, единицы указали, что имеют идеи как это сделать

(табл. 1).                                                                                                   Таблица 1

Результаты анкетирования

Студенты, …

Результаты (%)

имеющие общее представление об Интернете как современном СМК

65%

считающие себя активными пользователями всемирной паутины

24%

считающие   Интернет источником добычи знаний

15%

считающие  Интернет альтернативой развлечения

53%

владеющие не глубокими знаниями технологий создания электронных ресурсов

8%

владеющие реальным опытом создания электронных ресурсов

3%

готовые принять  участие в апгрейтинге сайта ИГЛУ

15%

       Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что менее половины студентов педагогических специальностей не осознают приоритетности медиа в открытом образовательном пространстве, не владеют опытом навигации в медиаобразовательном пространстве, большинство имеют смутное представление о пользе СМК в учебном процессе вообще, и Интернете в частности. Почти все студенты не владеют опытом создания web- продукта. Печальная картина, однако, имеются некоторые надежды на то, что запланированная медиапродуктивная деятельность скажется положительно на большинстве студентов, в не зависимости от того, являются ли они активными участниками конкурса или будут только свидетелями создания медиапродукта.

        С самого начала участники конкурса собирали информацию, осваивали медиатексты и  азы проектирования электронных ресурсов. Каждый из них мог изучить самостоятельно нашедшие материалы, а затем поделиться с другими студентами. Подобный опыт трансляции медиазнаний и медиаопыта, дает возможность узнать другим членам команды на порядок больше и быстрее полезной информации, не теряя ни минуты времени применить её. Одни и те же студенты могли принимать участие как в поиске информации, для наполнения контента web-страницы, так и в проектировании её. Но общее число студентов принимающих участие в создании, оставалось примерно одним и тем же и составляло около 70 человек. Из них 40 человек «активные студенты», которые принимали участие как в поиске информации и освоения технологий создания web- продукта, так и в макетировании  медиапродукта. Другая группа «средние студенты» составила 30 участников. На начальном этапе конкурса они посещали консультации, обучающие занятия, организованные специально для участников конкурса. А также помогали «активным студентам», снабжая  их «разовой» информацией», тем самым обеспечивая малую динамику работы по созданию медиа-продукта. Небогатый опыт работы с медиаресурсами, слабое владение навыками навигации в информационном пространстве, нехватка медиазнаний и медиаопыта - вот реальные причины некоторой медиаобразовательной несостоятельности, а впоследствии и вялом участие в конкурсе подобной направленности. Самую большую по числу группу составили «пассивные студенты» 264 человек, которые не принимали участие в конкурсе, однако многие из них следили за его ходом, были свидетелями открытой защиты web-страниц и представленных на ней конечных медиа - продуктов (рис. 1).

Рис. 1 Вовлеченность студентов-участников в медипродуктивную деятельность на период мероприятия

    Следует отметить, что группа «активных студентов» чаще всего принимают участие и в других мероприятиях, организуемых университетом. Анализируя подобный факт, возникает аргументированный вопрос. А не означает ли полученные результаты, что «активные студенты» изначально более медиакомпетентны, владеют знаниями технологий создания электронных ресурсов и опытом навигации в медиаобразовательном пространстве, поэтому в силу своей активности принимают участие? Другими словами, не получиться ли, что участие в мероприятиях не прибавляет и не убавляет медиакомпетентности, а лишь притягивает активных студентов?

       Педагогические наблюдения организаторов конкурса позволили выявить следующее. Действительно, на начальном этапе лидеры и столь же энергичные, но менее медиакомпетентные студенты принимают участие активнее. Но в том, то и заключается замысел организации (проектирования) внутреннего медиаобразовательного пространства вуза, чтобы найти тонкие, ненавязчивые механизмы включения остальных учащихся в медиапродуктивную деятельность по созданию web- страницы. Когда это удается, у студентов появляется высокая степень мотивация, от осознания того, что его самостоятельно созданный медиапродукт будет полезен активным пользователям Интернета, вследствие чего у студента наступает состояние самоудовлетворения от проделанной работы и осознание собственной медиакомпетентности.

Продолжая анализировать результаты нашего исследования, мы приходим к мысли, что  нами не удалось заинтересовать, активизировать и привлечь всех студентов педагогических специальностей к медиапродуктивной деятельности. Однако, мы находим этому аргументированное объяснение. Как бы медиаобразование не являлось одним из приоритетных направлений высшего педагогического образования, оно по-прежнему остается новым предметом современной системы образования. Как бы общество не нуждалось в медиакомпетентных педагогах, «эпизодическая» работа по реализации медиаобразования, не может решить всех проблем. Результаты исследования, заставляют нас прийти к мысли, что уровень медиакомпетентности студентов зависит от организации специально ориентированного образовательного процесса вуза, эффективность которого обеспечивается при моделировании и реализации следующих условий: включение в стандарты высшего педагогического образования  медиаобразовательного блока;  качественная организация медиаобразовательного пространства Вуза, насыщение занятий по дисциплинам учебного плана содержанием медиаобразовательного характера; последовательная реализация медиаобразовательного потенциала дисциплин учебного плана в процессе их изучения студентами через привлечение студентов к активной медиадеятельности.

        В ходе мероприятия большее внимание уделялось оценке результатов выполнения медиапроекта, оценке качества медиапродукта. Хочется отметить, что по окончанию конкурса во время публичной защиты для оценки жюри, были представлены хорошо спроектированные и оформленные современные электронные страницы, готовые пополнить контент внутреннего и внешнего медиаобразовательного пространства ИГЛУ. Подводя итоги конкурса, мы отдавали себе отчет, в том, что результаты, полученные в ходе мероприятия, далеки от тех которые мы ожидали. Однако, не смотря на это творческое взаимодействие преподавателей и студентов оказали благотворное влияние на участников активного медиатворчества. Закрывая конкурс, ведущие попросили членов команд медиаобразовательного конкурса перечислить знания, умения и характеристики, которыми должен обладать педагог первой четверти XXI века (указано в формулировке студентов – И.Г.): знания основных СМИ и СМК разницу между ними; знания основных алгоритмов поиска информации в зависимости от вида запроса; умение отбора, переработки информации; умение критического анализа, оценивания и передачи медиатекста в различных видах и формах; умение разрабатывать  самостоятельно медиапродукт; умение организовать медиаобразовательное пространство; понимание и уважение силы влияния медиатекстов и их полезности в учебной деятельности; осознание необходимости медиаобразования и интеграции его с другими учебными дисциплинами в образовательном процессе. А также свободное использование разнообразных методов для решения творческих задач, креативный стиль мышления, способность работать во временных рабочих группах , высокая мотивация к переобучению и др. Организация конкурса дала много поводов для обсуждения в преподавательских кругах и для осмысления специфики будущей профессии – в кругах студенческих. А также сформировало растущее понимание как среди будущих, так и состоявшихся специалистов в области образования, что информатизация и компьютеризация общества предоставляет огромный потенциал возможностей для интеллектуального развития подрастающего поколения, поэтому работа с информацией и медиа становится главным содержанием профессиональной деятельности педагога в информационном обществе. 

     Итак, мы показали, как в условиях медиатизированного постиндустриального общества актуализируется вопрос оптимизации модели образовательного пространства высшего образования, усиления роли медиапродуктивной работы студентов. «Наступает эра концептуальной консолидации знаний о медиаобразовании» (Н.Л. Альварес), время систематизации наработок, обобщения и трансляции  педагогического опыта. В данной статье  предпринята попытка  осмысления пилотажного исследования, с целью определения исходного уровня готовности к медиапродуктивной деятельности  и выявления причин, тормозящих процесс развития активности и интереса к ней. Перед нами не стояла задача сформировать медиакомпетентности у будущих педагогов в столь короткий срок, а отрицательный результат, послужил точкой для переосмысления  организованной н

Категория: Мои статьи | Добавил: mediateacherxxi (21.04.2009) | Автор: Ирина Григорьева E W
Просмотров: 696 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: